Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск

Обнаженное искусство. Перфоманс 18+

Площадка Государсвтенного Центра Современного Искусства располагает к разного рода творческим проектам. В минувший вторник нас пригласили на перфоманс "ISO", где перформером выступала Юлия Казакова.

Из группы встречи нам стало ясно, что центральная идея перформанса заключается в попытке исследования и осмысления феномена чувствительности (восприимчивости) через визуальное и кинестетическое взаимодействие художника-"материала" и художников-"скульпторов".

ISO – термин из сферы фотографии (обозначает степень светочувствительности), и преобразован в концепт, объединяющий в себе два проблемных поля, которые перформер и зрители будут исследовать в процессе действия:

1 - чувствительность как основной фактор, определяющий возможность взаимодействия между людьми

2 - метаморфозы отношения S-O (ситуация диалога человека-творца-субъекта и человека-творения-объекта)

 

Кратко опишем что мы увидели. Сперва из зрителей выбрали 8 добровольцев, которые окунали руки в тару с глиной. Затем мы прошли в зал, где в самом центре стояла живая скульптура. Обнаженная девушка, покрытая глиной с головы до пят. Каждому из 8-ми участников предлагалось "слепить" из девушки любую позу скульптуры. Без слов, в полной тишине.

Во второй части скульптура оживала и мыла руки своим творцам. Затем она благодарила каждого зрителя рукопожатием.

Что и для чего это было - мы спросили у Юлии Казаковой - самой скульптуры и автора перфоманса.

- Кто такой перформер в вашем представлении, чем он занимается, что входит в его обязанности?

- Мне сложно давать определения, но я попробую представить размышление. Перформер – это художник, своими действиями способствующий проживанию участникам/зрителями идей/состояний/смыслов. Медиатор, катализирующий процесс рефлексии и/или вчувствования(славно, если «и») в происходящее, в ситуацию здесь-и-сейчас. Способствующий, но не навязывающий своего видения, своих представлений, а только лишь дающий ориентиры и не дающий ответов. Для меня перформер, это в первую очередь, человек, задающий вопросы: себе и Другим.

- Перфоманс - самостоятельный вид искусства? или основывается на других?

- Перфоманс понимается мной как действо, обладающее синтетической выразительностью различных видов искусств, от каждого «перенимая» что-то значимое. Именно желание синтеза, таких видов искусства как скульптура и фотография, которые представляют для меня сейчас наибольший интерес, привело к созданию дебютного перфоманса «ISO». Метафорически в нем обозначена идея чувствительности: в скульптуре – это телесная чувствительность, в фотографии – световая. Но и то, и другое, это феномен «между»: творцом и творением, субъектом и объектом, состоящих в диалоге, запечатлевающих и проявляющих друг друга в процессе и результате.

- Расскажите немного о себе. где учитесь, чем увлекаетесь, как решились участвовать в таком смелом перфомансе?

- В 2011 году я закончила философский факультет, кафедру «этики, эстетики, истории и теории культуры». На данный момент я студентка Медицинской академии по специальности «клиническая психология/психоанализ». Мой интерес в искусстве связывается с исследованием возможностей взаимодействия между людьми. Поэтому перфоманс представляется мне наиболее адекватной формой для поиска идей и содержаний, которые могли бы становиться и развиваться: в воображении, в практической деятельности, в игре. И вот, детская игра «Раз, два, три – морская фигура – замри!» вдохновила нашу творческую группу на создание дебютного перфоманса.

Смелость – это то качество, которое я не могу в полной мере отнести к себе, ежели только в потенциале, но его развертывание имеет место, что радует меня.

- Мне показалось, что промежуточный посыл перфоманса была в том, что искусство способно жить самостоятельно после того, как автор закончит работать над своим произведением? так ли я поняла, и если нет, то что вы хотели сказать?

- Этот посыл присутствовал и я рада, что он был «прочтен», прочувствован. Вначале перфоманса участникам было предложено обмакнуть ладони в глину. Для меня это символически отражает следующее: художник – это не только творец, он сам – часть творения, он – тоже материал. И мы указываем на эту причастность буквально – руками. Руками в глине. В первой части перфоманса активными участниками действия были «скульпторы». Во второй части перфоманса, в «обратной связи», «скульптура» выражала свою активность через мытьё рук «скульпторов»: мы были «делателями» друг друга.

Здесь мне ещё хотелось бы упомянуть пару мыслей-цитат из работ Мишеля Фуко, оказавших важное влияние на формирование теоретической концепции перфоманса и на её практическую реализацию:

  • Продолжающееся конституирование субъекта всегда разворачивается интерсубъективно: благодаря другим и по отношению к ним (включая наше собственное «Я»), которые могут быть для нас объектами или, наоборот, субъектами по отношению к нам»

«Из идеи того, что «Я» не дано нам, есть только одно практическое следствие: мы должны творить себя как произведения искусства»

- Как по вашему развивается искусство и культура в Екатеринбурге?

Мне нравится то развитие культурных практик, которое я имею возможность наблюдать в нашем городе. А те перспективы, которые рисуются моему воображению при мысли о будущем, теперь имеют бОльшую привязку к действительности, чем, скажем, два года назад. Постепенно появляются лакуны, в которых художник может найти место встречи с публикой, действительно, а не формально заинтересованной в общении: ГЦСИ, «Свитер» – площадки уже имеющие славную репутацию и приобретающие её множественными мероприятиями, ориентированными на активное сотрудничество с начинающими художниками.

- Будете ли ещё показывать этот или другие перфомансы?

- Перфоманс, состоявшийся 16 декабря в ГЦСИ – единичное действо. Однако, при наличии интереса, а также при наличии технических возможностей (площадка), он мог бы быть реализован ещё.

Относительно будущих перфоманс-проектов могу сказать следующее: есть желание продолжать. Сотрудничать с другими художниками-перфомансистами и публикой. Поскольку совместная творческая работа, синтез идей – это то, в чем я вижу ценность подобных практик.

Мы благодарим Юлию от имени проекта и желаем успехов во всех творческих делах!

 

18 декабря 2014, в 06:54
Просмотров 1992
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.