Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Наши люди

КУДА ХУДОЖНИКУ ПРОДАТЬСЯ?

Фото с сайта http://pigmentum.ru/

Сегодня у художника появилось много новых возможностей донести творчество до зрителя и покупателя: арт-ярмарки, сайты для продажи живописи, ВК, Facebook и другие соцсети. Но силы интернета в этом отношении переоценены. Сами же творцы порой борются за право называть творчество своей профессией.

Мы расспросили профессиональных художников из разных городов России о том, где и как они продают свои работы за пределами столичных галерей. В чем преимущества продажи картины напрямую, а не через салоны? Стало ли появление интернет-площадок панацеей от безвестности и невостребованности? Что думают художники о творчестве ради денег?

Оля Картавая, город Екатеринбург

В России художнику жить за счет продажи своих работ тяжело. К тому же все зависит от взгляда самого художника на продажу. Есть авторы, которые пишут для себя, не занимаются саморекламой, не выставляются, а просто наслаждаются процессом и результатом; есть авторы, которые пишут именно для продажи и получают от этого удовольствие. Я из числа вторых. Моя живопись – чаще арт-объект интерьера, который пробуждает яркие эмоции и впечатления у зрителя, реже – абстракции, которые двигают к размышлениям.

Что до продажи, во-первых, я достаточно интернетактивна, каждый день публикую в разных социальных сетях информацию о картинах. Их покупают онлайн, написав мне напрямую. Мне пишут сами онлайн-галереи с предложением выставить у них работы. Во-вторых, на данный момент мои картины находятся на нескольких реальных площадках Екатеринбурга, например, «Екатеринбургская галерея современного искусства» после фестиваля искусств «MUCH FEST» сама захотела оставить у себя мою картину, и она была продана. Также мои работы висят в кафе «COFFEE LUNCH», «Винотека Аквавита» (Московская сеть) и в баре «ELIXIR BAR». Вообще, как показал мой опыт, если очень захотеть, площадку можно найти, причем бесплатную. В этом году моя самая большая продажа произошла через французскую онлайн-галерею: я отправила картину в ОАЭ в Дубаи.

Продаю я чаще через личный контакт, чем через галерею. Связь и общение с покупателем очень важны. Я как автор сама чувствую, как и чем именно понравилась эта картина; создается история. Все-таки когда человек берет картину в руки, он показывает эмоции, говорит, что видит, а это очень интересно особенно в отношении моих абстракций. Я из тех авторов, которые черпают от этого вдохновение. 

Я считаю, что художник должен жить, а за счет продаж картин или зарабатывая другими способами – решает он сам. У меня прожить, занимаясь только творчеством, пока не получается. Я еще дизайнер в типографии и отдельно преподаватель рисования для взрослых. Рисую с 10 лет, пишу картины шесть лет, с 2010 года. Пока вырученных средств хватает на холсты и краски. Но я прекрасно понимаю: все, что я делаю для своей живописи – это вклад в будущее.

Ксения Шильникова, город Нижний Новгород

У меня самые пессимистичные взгляды на вопрос выживания художника сегодня в этой стране.. Искусство не покупается (если это не китч), художник обречен продаваться на галеры сферы обслуживания разного рода и растрачивать свой талант или буквально бедствовать, но героически оставаться верным своему дару. Впрочем, так было всегда и везде, так что это риторика. Вопрос, на какие силы работать, стоит перед каждым человеком, так или иначе.

Я в профессии 25 лет. Выставляюсь в галереях тех городов, в которых живу в данный момент. Это в свое время были: Москва, Питер, Казань, Тулуза, Барселона, Катманду. Сейчас это Нижний Новгород. Периодически работы продаются, но всегда только через личные контакты с коллекционерами или галереями. Обычно звонит телефон, мне сообщают о намерении купить мою работу, мы встречаемся в мастерской и, возможно, покупатель уходит с картиной. Такие звонки поступают от знакомых частных коллекционеров или дружественных галерей. Все держится только на личных контактах и приходится делиться своим временем.

Мне не удалось продать ни одной работы через интернет, хотя они много где размещены. Люди с деньгами, те, для кого искусство – бизнес, покупают на всем известных аукционах, и конечно не во «ВКонтакте». И вообще сейчас покупают только на уровне серьезных имен – такое время, это не 1990-е. А продать просто хорошую картину еще живого, не очень известного автора можно только людям, как-то лично в этом заинтересованным. Важна личная история, знакомство с автором, причастность к сюжету и тому подобное.

 

Никита Фомин, город Смоленск

Работа на продажу – это яд живописи. Если художник востребован, работа для рынка - не проблема, но когда нет заказов и всем наплевать, что ты творишь, для художника наступает тяжёлый период. Хотя всё лучшее создавалось и создается через страдания.

С каждым годом всё трудней продать живопись, если ты не успешен, поэтому кто-то из художников подрабатывает, занимаясь фотографией, кто-то сочетает творчество с бизнесом. Настоящий художник должен только работать, творить, развиваться несмотря ни на что.

Раньше я был одним из самых продаваемых художников в своем городе Смоленске. У нас есть художественная галерея, где я продавал картины сразу за наличный расчёт, и салон в Союзе художников, где работы продаются на комиссии – это когда вешаешь картину, и ждёшь, что её купят. Последние два года отвожу заказные холсты в Москву, и продаю их на вернисаже. В столице мне платят частями: что-то продается на комиссии, а за часть работ рассчитываются сразу. Пишу для них по две работы в месяц форматом 70-100 см. По закупке – 20-25 тысяч рублей за холст. Конечно, это дёшево.

Мне лично нравится, когда заказы идут напрямую, а не через посредников. Все мои заказчики были довольны, за 10 лет лишь раз пришлось переделывать. Хотя в последнее время покупатели редко обращаются напрямую, один в два-три месяца.

В сети я выставлялся на продажу только на сайте artnow.ru. Но там большой прессинг, и за четыре года никто ни разу не обратился. На «Авито» выкинул недавно, два заказа получил. Изредка срабатывает. Но между покупкой через сеть и с рук – большая разница. Это как побывать на концерте хорошей музыки или услышать то же в качестве 128 Мб через «дримные» колонки.

Я продаю работы с 15 лет и живу только на эти доходы. У меня никогда нет свободных-запасных работ, чтобы отдать на туже выставку, в которых я уже три года не участвовал.

Сейчас хочу уйти в творческий запой, потому что надо сделать персональную выставку.

 

Александр Аханов, город Кострома

Творчеством я стал заниматься еще перед самым дипломом, в 1980 году. Где-то до 2005 года выставлялся с украшениями и эмалями, параллельно с ними где-то с середины 1980-х годов пошли живопись и графика. Ну, а далее уже со всеми остановками (бук-арт, скульптура, дизайн и предметы интерьера, компарт и прочие излишества, теперь вот еще и книга рассказов издана).

Работы к тем, кто хочет их иметь, попадали и попадают всеми возможными путями. Доводилось (правда, редко) что-то продать через галереи, в основном с помощью сарафанного радио и личных контактов. В соцсетях и в целом в интернете за почти 10-летний период размещения своих работ удалось продать только одну и то уже давно.

Честно говоря, я не знаю, как именно продавать и хотеть продавать. Есть желание продавать и все. Продавать работы удавалось и у себя в городе, в Костроме, не часто, но удавалось. Выставлялся я во многих городах, но с выставок продаж почти не бывает, не знаю, почему. В Москве около десятка раз, Ярославль, Рыбинск, Иваново, Суздаль, Питер и некоторые провинциальные городки. Доводилось бывать в Париже, Финляндии, Австрии. Приходилось и до сих пор приходится таскать все на своем горбу. В ту же заграницу до 40 работ – на себе. Сначала в минкульт за справкой, потом уже к конечной цели.

 

Татьяна Аверьянова, город Магнитогорск

Думаю, что любой человек должен заниматься тем, что ему близко, что делает его счастливым. Поэтому считаю, художник должен жить за счет своего творчества. Изначально любое дело/бизнес/хобби начинает продвигаться за счет друзей и знакомых. Это нормально. Дальше помогает интернет, мне по большей части «Инстаграм» и «ВКонтакте». Важно развивать свои профили, выкладывать новые работы, тогда есть отдача. Галереи в выставки – это круто, к этому нужно стремиться, но, по моему мнению, за этим лучше ехать в Америку или Европу. В России, к сожалению, нет достойного культурного воспитания. Ценителей и просто людей, уважающих чужой труд, тут мало. Наверное, поэтому «творческим» в этой стране нелегко. Но надо верить в лучшее и стремиться к своей мечте!

****

Итак, несмотря на повальное увлечение общества социальными сетями, главным каналом для продажи художественных работ остаются личные контакты. Галерейный бизнес в нестоличной России пока остаётся в зачаточном состоянии, поэтому художники научились обходиться без посредников. При этом, для продажи возможностей интернета недостаточно: серьезный покупатель хочет видеть полотно живьем, и для этого готов ездить на аукционы и в мастерские. Однако, социальные сети позволяют формировать имидж художника, популяризировать его, искать новых зрителей.

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями!

У вас есть хорошие работы или интересные истории? Напишите нам, мы всегда в поиске новых героев и тем.

27 сентября 2016, в 13:08
Просмотров 668
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.
LenaNini Интересная статья)
22 января 2017, в 16:29
Ещё...
dobryjfeik Да, очень чёткий и полезный текст.
28 сентября 2016, в 12:34
Alina Khalzagarova Пожалуйста)))
28 сентября 2016, в 11:01
Ещё...
Space Scriptor Ой, прочитала с БОЛЬШИМ удовольствием!
Спасибо за истории!
28 сентября 2016, в 05:19
Ещё...
Александр Белянин Сколько людей - столько вариантов...:)
28 сентября 2016, в 04:42
Ещё...