Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Наши люди

Гид по выживанию: что делать, если ты поэт?

Фото Сергея Данилова

В стихах нет никакой пользы, только благословение божие. Поэты переводят жизнь на язык вечности, чтобы вечность зазвучала в клубах и гостиных. Но как продвигать искусство для вечности? И есть ли у него публика? «Гений Места» задал эти непростые вопросы Сергею Данилову и Константину Комарову — двум молодым и деятельным поэтам Екатеринбурга. На фестивале «Малахитовые гитары» в Доме Печати мы поговорили о Ес Сое, Егоре Летове, о том, где публиковаться и как жить поэту в современной литературе.

Константин Комаров

 

Константин Комаров: «Поэзия – такая штука, которую невозможно навязать».

 

Как писать

Я вообще человек довольно ортодоксальных и консервативных взглядов, и считаю, что молодой поэт должен поменьше думать о себе и побольше читать других. Читать всех: классику и тех, кто рядом с ним. Допустим, человек печатается в толстом альманахе и читает там только себя, а нужно прочесть весь этот альманах от корки до корки. И читать надо не дежурно, а вдумчиво. Почему мне это близко? Почему это не близко? Как это сделано? Только таким образом у вас что-то может получиться. Необходимо знать, что происходит вокруг.

Как заявить о себе

Не думаю, что сегодня молодой поэт должен как-то сознательно себя продвигать. Поэзия – такая штука, которую невозможно навязать. Читатель должен к ней приходить сам. И пусть это будет один читатель, который придёт сам, он будет ценней тысячи читателей, которых ты привёл какими-то броскими афишами, обёртками. Мне всегда от этого становится не по себе, потому что чем красивее обёртка, тем, скорее всего, незначительнее содержание. Это не значит, что поэты должны сидеть по подвалам и никуда не выходить. Я сам довольно часто читаю, и ничего, кроме обычных средств продвижения, которые были всегда, вроде литературных гостиных, чтений и фестивалей, я не вижу. Приходи, читай, публикуйся, выкладывай в Интернете. Всё. Этого с лихвой хватает.

Где публиковаться

Оплотом литературного процесса до сих пор являются толстые литературные журналы, как бы плохо они сейчас себя ни чувствовали, как бы ни уменьшилась их аудитория. Так или иначе, толстый литературный журнал, в котором тебя прочтут десять человек, в плане легитимизации твоего творчества и приобретения им официального профессионального статуса будет важнее, чем миллион читателей на Стихах.ру. Я ничего не имею против Стихов.ру, но всё-таки давайте разделять любительское и профессиональное. Печататься надо там, где есть отбор, где напечатают тебя, при этом не напечатав ещё 250 человек. Я вот в 2009 году собрался с духом (а это довольно сложно сделать, потому что поэты существа крайне стеснительные), принёс в журнал «Урал» подборку стихов, где их опубликовали. Круто увидеть свои стихи напечатанными. Так устроено наше сознание, что даже плохой стих, напечатанный где-то, будет смотреться весомей, чем хороший стих, написанный в тетради. И с тех пор как-то пошло...

Поэтическая попса: Монеточка, Ах Астахова, Евгений Соя

Лиза Монеточка, насколько я понимаю, не позиционирует себя как поэт, она поёт. Пока она не позиционирует себя как поэт - это очень классно. Когда люди типа Ес Сои, Ах Астаховой и так далее, и так далее... позиционируют себя как поэты, я отношусь к этому резко негативно. Попсу же невозможно любить. Вот если бы Егор Летов устроил поэтический вечер - это было бы замечательно. Я бы пришёл и даже денег заплатил.

Сергей Данилов

Сергей Данилов:

«Поэзия - это совсем не то, что легко даётся читателю и слушателю. Это работа».

 

Нужно любить попсу!

Можно любить попсу и нужно любить попсу, потому что хорошие стихи люди могут читать и слушать, только если у них есть некоторый багаж литературный, душевный, интеллектуальный. Поэзия - это совсем не то, что легко даётся читателю и слушателю. Это работа. И должны существовать такие люди, как Ах Астахова, как я, как Женя Соя, которые готовы создавать, может быть, не высокую поэзию, но они приводят в дальнейшем читателя и слушателя к нормальным стихам. И это очень важно, потому что высокий, сильный автор никогда не поедет в турне по всем городам России и СНГ, чтобы каждый день по два раза давать концерт на публику в 30-40 человек. А Женя Соя поедет, даст концерт, привезёт им свои книжки. И люди, почитав Женю Сою, пойдут в книжный и увидят, сколько, оказывается, есть книг с нормальной поэзией. Я никого не считаю попсой. Если поэт хочет собрать аудиторию, он должен её собрать. Если его кто-то слушает, то это прекрасно. Ах Астахова, Соя - это люди, которые вложились в то, чтобы их упоминали. Своей работой. Это очень большая работа – каждый день куда-то ехать.

Для каждого поэта найдётся своя публика?

Нет. Если поэт для этого ничего не делает, то не найдётся. Вот откройте Стихи.ру: там куча поэзии, и в том числе там есть и очень хорошая поэзия. А как вы её найдёте? Вы будете всё это читать? Нет.

Читайте людям стихи!

Допустим, есть один человек, он готов прийти меня послушать. Есть другой человек, он тоже пишет стихи. Я его слушаю, он меня - так создаётся публика. Поэзии полно, и если людям хочется стихов – они идут. Нет разговора о том, плохие это стихи или хорошие. Если у вас есть 5 человек, которые любят ваши стихи - читайте им стихи. Постарайтесь, чтобы их стало 15 не за счёт промоушена, а просто потому, что есть 15 человек, которые любят ваши стихи. Если у вас в каждом городе есть таких 15 человек, то вы можете ехать в тур и давать концерты.

31 августа 2016, в 07:51
Просмотров 1023
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.
Дарья Ефремова С удовольствием прочла!
Спасибо за интересную информацию.
31 августа 2016, в 15:41
Ещё...
Колесник Анна Викторовна, Марго Очень правдиво и откровенно. Молодец)
31 августа 2016, в 08:37
Ещё...
Александр Белянин Очень интересно. Даже пожалел, что мало, еще бы на эту тему мнений.
31 августа 2016, в 08:18
Ещё...