Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Наши люди

Героиня на героине: история одного скандального образа

«Героиновая девочка» - это культовый образ, вышедший из тени в 90-е годы. Хрупкая, бледная, с выступающими ребрами и ключицами, она стала лицом бунтарства и протеста, когда вылезла из притонов на подиумы и большие экраны. Её по своему видели мастера высокой моды, музыканты и маргиналы. Как формировался этот образ и каким он стал сегодня, что связывает Курта Кобейна, Кейт Мосс и фотографов Яну Ёлшину, Алексея Потапова  и Ирину Прохорову -  разбирается Гений Места.

Сид и Нэнси

Предыстория

Вы знаете Нэнси Спанджен? Конечно, вы её знаете. Трагичная история Сида и Нэнси стала каноном среди бунтарей. Они гнались за славой и удовольствиями, хотели быть вечно молодыми, и они остались ими. Образ Нэнси – видавшая виды девица, с посиневшей кожей, выбеленными волосами, впавшими глазами, очень худая и небрежно одетая  – в 70-е был вызовом хипповской эстетике с её девочками-одуванчиками. Нэнси была из другого мира. Но не она создавала этот образ, его формировали беспечность, рок-н-ролл и героин.

В 1986-м году был снят фильм «Сид и Нэнси», где Нэнси Спанжден изначально должна была сыграть Хелена Бонем Картер. Невероятная ирония, если вы понимаете о чём я. Но Хелене была уготована другая легендарная героиновая роль, а эта досталась Хлое Уэбб, которая справилась с ней идеально. Её Нэнси – это воплощение свободы и бунтарства, ты смотришь на мир её глазами и кажется, что вот-вот ухватишь счастье рукой, но оно всё ускользает. Потому что такое счастье иллюзорно и «героиновая девочка» не может быть счастливой.

Афиша фильма «Мы дети станции Зоо»

Я Кристина

Образ этой 13-летней «героиновой девочки»  - самый жизнеподобный и откровенный. В нём нет ничего привлекательного, только наркотики, проституция и смерть. Ему не хочется подражать, только сочувствовать. Кристина – героиня автобиографического романа «Я, мои друзья и героин» Кристиане Фельшериноу и фильма «Мы дети станции Зоо», снятого по его мотивам. Кристина, сыгранная Натей Брункхорст, похожа на сломанную игрушку, будто милую куклу искалечили и бросили в грязи. Фильм поднимает остросоциальные проблемы, в нём нет и речи об эстетизации образа, но именно благодаря «Детям станции Зоо» героиновая девочка вошла в кинематограф.

15-летняя Кейт Мосс в фотосессии «Summer of Love»

Эстетизация образа: The Face и Vogue

В 1990-м году 25-летний фотограф Коринн Дей организует легендарную фотосессию «Summer of Love» для журнала The Face, и приглашает поучаствовать в ней «ту самую 15-летнюю школьницу Кейт», которой суждено стать основоположницей эпохи «героинового шика» в мире высокой моды. Но, как известно, ничто не имеет права считаться модным, пока не попадёт на страницы Vogue, и в 1993 оплот мировой fashion-индустрии размещает на обложке новые снимки уже 18-летней Кейт Мосс, тем самым легализуя «героиновый шик». 

Марла Сингер. Героиня фильма «Бойцовский клуб»

10 лет «На игле»

90-е годы – это период царствования «героиновых девочек» в массовой культуре. Литература, кинематограф, музыка, высокая мода – они были везде, и, если не светились сами, то были бессменными музами, вдохновляющими своих героиновых королей. Наркотики тогда были неприлично дешёвыми, а беспечная и свободная жизнь, которую они якобы обеспечивали, – слишком заманчивой. «Выбери работу. Выбери свой первый дом. Выбери будущее. Только на кой чёрт тебе это надо?» – вопрошали герои Ирвина Уэлша. «Лишь потеряв всё, мы обретаем свободу». – нашёптывал читателю Паланик. Их книги переросли в успешные экранизации, а герои стали культовыми. Девочек с подиума, вроде Кейт Мосс, заменила Марла Сингер. «Марла... Маленькая язвочка на нёбе, которая заживет сама, если её не трогать языком; но ведь не  удержаться». Хелена Бонем Картер в фильме «Бойцовский клуб» представила новое видение героини на героине – безбашенная оторва, которая жаждет смерти, при этом всеми силами хватающаяся за возможность жить.

Курт и Кортни

Тогда же, в 90-е, появился гранж. Музыка, ставшая стилем жизни для целого поколения. Его козырями были грязное звучание и рок-икона с лицом Христа – Курт Кобейн. Он и его возлюбленная Кортни стали новыми Сидом и Нэнси своего поколения. Они реабилитировали тенденции магринальности, небрежности, болезненности, неврастении, пьянства и распутства. «Девочка-гранжер» стала совместным детищем Курта и Кортни, смешением их стиля жизни и внешнего вида. Её стиль был под стать музыке: драные джинсы, рубашки в клетку навыпуск, кожаные куртки, кеды или тяжёлые ботинки, платья в мелкий цветочек, обычно second hand. Потёкший макияж, растрёпанные волосы – всё это было позаимствовано у предыдущих поколений. Хрупкая девочка не собиралась сдавать позиций, несмотря на то, что Vogue уже объявили её «вне закона».

Фотосессия Марка Джейкобса для Vogue. 1992г.

Попытки Марка Джейкобса вывести гранж на подиумы противоречили философии этого стиля. Несмотря на то, что Джейкобс вдохновлялся творчеством группы Nirvana, а музыкальным сопровождением его показов неизменно была «Smells Like Teen Spirit», это был уже другой стиль, который никак не вязался с Куртом, Кортни и подражающим им поколением. Маргинальное не может быть трендом. К тому же, образ «героиновой девочки» уже сформировался окончательно, и не терпел вмешательства в свою эстетику.

HEROIN LOOK 2016

В тучных и благополучных 2010-х, лишённых всякой революционной бравады, образ невротичной суицидальной наркоманки стал популярной темой для фотосессий. Героиновая девочка в них стала иной: её образ потерял бьющую наотмашь документальность, зато приобрёл новую эстетику – то, что называется «шик». Её тощая фигурка умно расположена в кадре, а размазанная косметика любовно подобрана умелым визажистом. Она больше не проблемный подросток. Она – дива в гримёрке с «голливудским зеркалом», как у Лизы Бродской, или длинноногая модель, как у Яны Ёлшиной. Она зябнет в ванной, надув вишнёвые губки - как героиня Иры Прохоровой. Или как у Алексея Потапова: под любимую музыку она растягивает на себе мокрую майку – потерянная детка трёх потерянных десятилетий, беспутная и любимая.

Героиновая девочка – персонаж вне моды и вне времени. Некогда её существование было вызовом обществу, актом протеста, после чего эту хрупкую куколку перемолола машина массовой культуры. Такой она и осталась: сломанной и брошенной на обочине, на границе между жизнью и смертью, будто может умереть в любой момент, и её трагедия в том, что этого не происходит.

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями!

У вас есть хорошие работы или интересные истории? Напишите нам, мы всегда в поиске новых героев.

26 сентября 2016, в 16:07
Просмотров 856
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.
istman Общество потребления и саморазрушение человека поставило на поток. Чем тут восхищаться? больные люди болеют и умирают - какое тут может быть эстетство? А заработать на них можно:)
3 февраля 2017, в 14:19
Ещё...
nervf хм.... а как же джиа каранджи? статья слишком уж сементально-поверхностная, копайте глубже, ведь все, все , крутиться вокруг денег, бухла,, власти и секса, и время от времени , голодной толпе нужно скормить какойнибудь образ, чтоб подзаработать, пример этому Малкольм Макларен и многие другие, не в меру сообразительные личности
31 октября 2016, в 16:47
Ещё...
Колесник Анна Викторовна, Марго Здорово написано, только печально...
19 сентября 2016, в 18:56
Ещё...
Константин Дубков (Folco) Кратко и по делу статья. Спасибо.
15 сентября 2016, в 05:26
Ещё...
Mohawk_Art by Константин Кузнецов Мужским естественно)))гранж,панк
14 сентября 2016, в 13:06
Ещё...