Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Учимся

Фотография как сокровенный объект нашего дома

В статье рассматривается внешняя – открытая и внутренняя – сокрытая сущность фотографии с фокусированием внимания на ее глубинных общечеловеческих ценностях.

       Мы все в глубине души стремимся к тому, чтобы наш дом, наше жилое пространство было не просто «машиной для жилья» и местом «складирования вещей» (хотя и необходимых), а воспринималось нами также и как личный центр нашего духовного бытия, наделенный сокровенными смыслами и вызывающий аналогичные чувства. Такая постановка проблемы связана с тонкими категориями, находящимися в пространстве гуманистических понятий глубинного порядка, вызывающими такое ощущение реальности, о подобном которому М. Элиаде высказывался: «…человек старался жить, насколько это было возможно, среди священного, в окружении освященных предметов», так как для него священное – это «самая что ни есть реальность… Священное насыщено бытием» [7, с. 18].

      Сокровенное в его классическом понимании связано, прежде всего, именно с такими понятиями, как «дух», «духовное», «священное», «сакральное». Место сокровенного – как «вовне», так и «внутри» человека. Двойственность бытия сокровенного – это феномен, позволяющий видеть сокровенное и в синтезе, и в аналитическом разделении, а в целом – «голографически», объемно, разноаспектно.

       Если обратиться к «материализованному» модусу сокровенного, его предметно-объектному воплощению в тех или иных формах-талисманах, памятных предметах, святынях и др., то можно увидеть, что среди них фотография занимает свое особое место, которое невозможно связать с образом какого-либо другого объекта (предмета).

      Фотография дает такое документально точное представление об объекте, пространстве и времени через фиксацию фрагмента действительности, что становится одновременно отражением реального как сакрального в его единичности, неповторимости, точности, объективности, стремлении к абсолютной правде презентации действительности.

      С. Сонтаг характеризует это так: «С помощью фотографии мы прослеживаем самым основательным – и огорчительным – образом, как люди стареют. При взгляде на старую фотографию, свою или какого-то знакомого либо известного человека, которого часто снимали, раньше всего возникает чувство: насколько моложе я (он, она) тогда был…Фотографии показывают человека неопровержимо там и в определенном возрасте, соединяют людей и вещи в группы, которые через мгновение распались, изменились, двинулись дальше разными дорогами своей судьбы» [4, с. 97].

      Свою судьбу и свое особое место фотография занимает и в нашем доме. «Дом собирает и дает возможность сосуществовать разным эпохам, разным поколениям. Дом – он и сам сакральное место, где хранятся всякого рода святыни» [6, с. 21]. Жилое пространство дома является хранителем семейных и культурных традиций, наследуемых от прошлого (память, детство) осуществляемых в настоящем и передающихся в будущее. Непосредственной опорой человеческого Я, – по мнению С.З. Гончарова, – «выступают родные и дорогие люди, их фотографии… то, что воспринимается личностью как дорогое и сокровенное и с чем она себя идентифицирует» [2, с. 37].

      Бытие дома состоит в этом случае из бытия сокровенных для человека предметов (вещей), в том числе, и фотографических снимков, запечатлевших ставшие сакраментальные свидетельства стремительной изменчивости окружающей среды и представляющих в то же время достоверные доказательства произошедших событий, явлений, облика и характеров людей. «Старые фотографии наполняют нашу мысленную картину прошлого, фотографии нынешние превращают настоящее в мысленную картину, как бы в прошлое» [4, с. 117].

      С помощью фотографии семья создает свою семейную историю, «свою портретную историю», «…снимками дорожат. Фотографирование становится ритуалом семейной жизни…» [4, с. 19]. Бережно хранимая коллекция фотоизображений свидетельствует о придании им особого качества – сокровенности, которое является носителем глубоких смыслов для членов семьи, определяет духовный вектор их бытия в этом мире.

      Предметно-чувственное восприятие фотографических реликвий, святынь, лиц, памятных эпизодов и событий – это то, что насыщает сокровенное пространство дома, делает его особенно значимым для человека.

       Уместно дополнить и прокомментировать это стихотворными строками:

Альбом фотографий семейных
Достану из книжного плена.
И в снимках по стилю келейных
Увижу, как все сокровенно:
Родные, любимые лица,
Друзья, незабытые встречи…
Все бережно это хранится.
Все рядом, хотя и далече.
            А. Степанов. 2016

      Происходящие в пространстве и времени события сами по себе заслуживают фотографирования, но что и как фотографировать, решает человек.

      Малларме сказал: «Все на свете существует для того, чтобы попасть в книгу». Перефразируя классика, можно сказать: «Все на свете существует для того, чтобы попасть в фотографию, точнее, в фотолетопись».

       Фотография важна для человека как способ сохранения окружающего мира, – той истории, которая была, существовала в реальности. Фотография, как закладка в книге исторической памяти, она точна, честна и сакральна, что делает ее не только способом передачи информации и искусством, но и «новой реальностью», несущей глубинные чувства и смыслы, способной видеть и ощущать прекрасное, притягивать взоры людей, заставлять душу трепетать, возносить ее (душу) к гуманистическому переживанию образа.

      Фотография амбивалентна, она сокрывает больше, чем открывает. При всей своей реальности, зафиксировавшей определенный срез момента, она иррациональна и обладает магией, позволяя напомнить мгновения, укрытые потоком времени. При всей своей материальности фотография является вместилищем невидимого – чувств, ощущений, уводящих и углубляющих в воспоминания.

      Сокровенным смыслом наполнен тот дом, в котором есть нечто большее, чем функционально-прагматические и эстетически аранжированные предметы (вещи). Сокровенное прорастает и раскрывается через «одушевленность» предметов, их принадлежность «исходному состоянию целостности», которое раскрывается как эмоциональное переживание, неотделимое от рационального, но, в тоже время, имеющее свое единичное сущностное значение. Сокровенное покоится в единичном, неповторимом, в желании познать в обычном необычное, в способности «вслушиваться в сказанное, любоваться невидимым» [3, с. 129].

      Приведенные нами смыслы сокровенного (известные в китайской и японской культурах) не противоречат, на наш взгляд, сокровенным смыслам культуры российской, а, напротив, свидетельствуют о полифоничности сакрального, ее единстве и общечеловеческой целостности.

      В век глобализации, когда проблемы экологии становятся актуальными как никогда, оказалось важным найти формы взаимодействия человека не только с природой и масштабными объектами культуротворческой среды, но и с малыми формами предметного (объектного) мира. Одним из таких значимых «малых объектов» является фотография.

      Наше видение сакральности фотографии – это тот вектор рассмотрения пространства и времени в его единичном, неповторимом (уникальном) воплощении, который наиболее отчетливо и антропологично проявляет себя в отношении человека к окружающему миру.

      Фотография в значительной степени идентифицирует не только человека, но и Дом как сакральное пространство, определяет его (Дом) в модусе одной из форм, представляющих тот или иной феноменологический опыт пространства.

      По мнению Башляра, дом ведет к непрерывности человеческой жизни, являясь одной из самых мощных сил, интегрирующих человеческие мысли, воспоминания и грезы, которые дают человеку основания или иллюзию стабильности. В нем рассеяны ценности сокровенного, «они не закреплены и подвержены диалектическим превращениям» [1, с. 34].

      Диалектическая сущность «фотографии-в-доме» представляет сокровенное «единичное единство семейного быта», но в тоже время, подвергается воздействию того, что П.Я. Чаадаев охарактеризовал как то, что «все исчезает, все течет, не оставляя следов ни во вне, ни в нас» [5, с. 19].

      Доминанта «исчезания», «ухода» под воздействием «фотографически-сакрального» в душе человека отступает, а сама душа пытается преодолеть безысходность ситуаций и разрыв с благоприятной перспективой человеческого бытия в этом мире.

      Наверное, самый идеальный дом – это дом, «до краев чаши наполненный сокровенными смыслами», или часть этого дома, хранящая в своем пространстве «частицу сокровенного» [6, с. 75].

       Каким ему быть – решает человек, но только в своем восхождении к сакраментальным высотам своего бытия.

Авторы статьи:
Зарипов Максим Юрьевич (MaxMason)

Степанов Александр Владимирович 
Шуплецова Елена Жановна
Авторы фотографий:
Зарипов Максим Юрьевич (MaxMason) и его семья

Литература:

  1. Башляр Г. Избранное: поэтика пространства: перевод с французского. – М., 2004. – 376 с.
  2. Гончаров С.З. Дух – основа душевного здоровья народа и человека // Вестник института семьи. – Вып. 8. – Екатеринбург, 2015. – С. 35–42.
  3. Коновалова Н. Основополагающие категории культуры Японии // Искусствознание. – 2009. – № 3–4. – С. 118 –135.
  4. Сонтаг С.В. Платоновой пещере // О фотографии. – М., 2015. – 272 с.
  5. Чаадаев П. Я. Сочинения/ П. Я. Чаадаев. М., 1989. 656 с.
  6. Шуплецова Е.Ж. Сокровенное в жилом пространстве современной российской культуры: монография. – Екатеринбург, 2012. – 85 с.
  7. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994. – 144 с.

ПубликацияСборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 17–18 мая 2016 г.)

8 декабря 2016, в 02:44
Просмотров 116
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.
istman А что, какая-то новая Америка открыта? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F - Post-mortem
Собственно любая фотография - попытка достичь бессмертия: "Здесь были Киса и Ося". И селфи оттуда же - "Смотрите, я тут, я жив!"
3 февраля 2017, в 12:49
Ещё...
MaxMason Вы читали или только фотографии смотрели? :D
2 февраля 2017, в 00:07
Ещё...
istman Сколько слов! можно было сказать короче и по существу -memento mori
27 января 2017, в 07:29
Ещё...