Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Рецензии

В попытках разобраться, кто сомнамбула, а кто не спит

С пьесами вот какая штука: когда читаешь их в бумажном формате, конечно, представляешь в голове, как бы это выглядело на сцене. На сцене моего сознания это всё выглядело очень эффектно. И потому я сразу ставлю пьесе одну звёздочку, как ставят звёздочки ресторанам и отелям.

Ярослава Пулинович - это молодой талантливый драматург и сценарист с уже серьёзными достижениями: финалист литературной премии «Дебют», лауреат премии «Голос поколения» от Министерства культуры и кинематографии. лауреат фестиваля драматургии «Евразия — 2007», шорт-лист фестиваля «Новая драма» и т. д. В 2014 году вышел фильм "Я не вернусь» по её сценарию. Cнял этот фильм эстонский режиссёр Ильмар Рааг (он, кстати, снял и скандальный, некогда сильно нашумевший, фильм "Класс").

Итак, выключается свет, начинается пьеса. Появляется главный герой по имени Слава. И его описание напоминают нам о пресловутом состоянии сомнамбулизма. "Он весь в какой-то вате сейчас, в каком-то мареве, крошеве, и если вы попросите у него закурить, и если вы спросите у него, какой сегодня день, он, скорее всего ничего вам не ответит, или промямлит что-то невнятное и пойдет дальше, потому что надо куда-то идти".

Тут нужно, наверно, привести выдержку из статьи "сомнамбулизм" (вдруг кто-то не в курсе):

"Сомнамбулизм - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Поведение человека при этом выглядит целенаправленным и адекватным. Но на самом деле он выполняет действия нецеленаправленно или в соответствии с тем, что ему снится в данный момент".

Да, Слава уже находится в состоянии сомнамбулизма (конечно, условно, с формальной, медицинской точки зрения он не лунатик), переродился в это состояние из жизни наяву. Чуть дальше становится понятна причина суровой метаморфозы. Это событие осталось за кадром, но оно ключевое - смерть жены Славы, жены с красивым именем Рената.

И вот главный герой приходит к старому приятелю и коллеге Диме, с которым некогда в молодости хипповали и жили вольной протестной жизнью, и они начинают свой небанальный разговор за бутылкой водки.

Замечу, что в последнее время у меня уже сложилась своя полусерьёзная классификация прозаических произведений, в которых часто упоминается и употребляется алкоголь (а таких подозрительно много). Я их классифицирую в зависимости от от вида алкогольного напитка, который чаще всего распивается по ходу сюжета. В русской литературе нередко попадаются "водочные" произведения. Но бывают и "винные", и "вискочные" (читайте Буковски, например), и "пивные"... Ещё до конца не осознал это, но смутно подозреваю, что характер выпиваемого бухла имеет очень тонкое влияние на происходящее в том или ином романе или пьесе.

Вот "Сомнамбулизм"- это "водочная" пьеса. И наиболее активно злоупотребляет "огненной водой" сам главный герой. Но главная тема всё же другая. Эта тема, собственно, очень часто мелькает в современной культуре: мы живём не по настоящему. Или: мы живём как бы не по-настоящему. Тема примелькавшаяся и уже избитая. Мол, мы в матрице, чёрт побери... Но Ярослава Пулинович нашла свой образ для выражения этой мысли, этого ощущения - состояние сомнамбулизма. И состояние опьянение - на эту мысль навевает течение пьесы - тоже похоже на сомнамбулизм.

И увлечение компьютерными играми - на эту мысль навевает течение пьесы - тоже похоже на сомнамбулизм. О компьютерных играх главный герой беседует с пасынком (которого Слава считал своим сыном до недавних пор) Максимом. Максим очень сильно увлекается компьютерными играми, диски с ними заменяют ему отсутствие жизни наяву.

Герой разговаривает с коллегой Димой,  потом с пасынком, потом с редактором газеты, потом со своей подругой и любовницей... И всем задаёт острые вопросы, режет, так сказать, правду-матку в лицо, провоцирует на сложные размышления и ответы. Сам пытается разобраться: это он сомнамбула или все вокруг? Как жить?

Потом случаются ещё более странные приключения, потом Слава начинает видеть видения... Я бы рассказал подробно, да сильно спойлерить грешно.

Конечно, прежде чем писать свой текст, я ознакомился с другими рецензиями на пьесы Ярославы Пулинович. Вот, допустим, Павел Руднев в журнале «Топос» пишет:

«Пулинович – драматург витальной силы,
силы жизни, которую Пулинович всякий раз обнаруживает в своих
персонажах. Собственно, это и делает их героями – жажда
 полноценной жизни».

Это в принципе справедливо и для главного героя пьесы «Сомнамбула» Славы. Да, чувствуется в нём жажда полноценной жизни. Но, как показывает последняя 10-ая часть пьесы, Слава не знает, как удовлетворить эту жажду. И его всё-таки тянет к мёртвым.

Напоследок хотелось бы добавить ещё кое-что. Пьеса «Сомнамбула» - это, может, не мировой шедевр, но мне весьма понравилось. По духу это та литература, которую я хотел бы читать. Это тот театр, в который я хотел бы ходить.

20 ноября 2014, в 09:58
Просмотров 253
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.