Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Рецензии

Соболев: фотографии

У Соболева представлено две серии работ - "Эльфийская принцесса" и "Девушка среди песка", впрочем, сперва стоит обратиться к его фотографии "Есть ли тут душа?" - там рыжеволосая женщина вопросительно на нас смотрит: действительно, есть ли? В сущности, этим кадром Соболев готовит нас к тому богато обставленному одиночеству человека, которому у него посвящены две серии фотографий, и понятно, почему человека вне контекста ему нужно было нам показать, прежде чем помесить его (ее) в контекст: на самом деле Соболев демонстрирует, что человек способен фигурировать в предметном мире как предмет - он это делает легко, в некоторых фотографиях попросту смещая человека на периферию самим устройством композиции, добавляя солнце в качестве второго источника внимания. В фотографии (может быть, одной из наиболее удачных) с участием оранжевого дыма мы видим, что женская красота в ней завершается именно этим штрихом - как бы отказом от человечности, полным слиянием с предметным миром. "Девушка среди песка" - недаром у нас возникает ощущение равноправного диалога девушки и песка, человека и окружения. Это могло бы заставить нас подумать о том, какой характер на самом деле имеет "диалог с произведением искусства" - не "среди песка" ли находится зритель, не песком ли становится для него и девушка?

         Вторая серия - с "эльфийской принцессой" - и на тематическом уровне обнаруживает вопрос о растворении в предметном ряде: ведь эльфы, как у Шекспира, так и у Толкиена, отличаются от людей (и других видов) выраженным синкретизмом, единством с окружающим миром. Тут у нас лес не выходит на первый план - эксцентричная эльфийская принцесса перетягивает внимание на себя, но тут же и попадает в общий затейливый орнамент природы. В фотографиях с водой единство разворачивается уже полностью - отражение закрепляет эту неразделимость, и если раньше хоть красное платье выделяло принцессу среди зелени, то тут вода вбирает в себя и его - и его тоже делает частью предметного ряда. Если тут и есть душа, то локализовать ее становится невозможно. И нужно ли?

         Если же мы предположим, что душой просто-напросто становится внимание зрителя, направленное то на один объект, то на другой, то и здесь нам придется подумать о том, не оседает ли это внимание в каждой отдельной точке, не слишком ли оно рассеянно, чтобы быть локализованным вовне? Фотографии намеренно устроены таким образом, чтобы глаза разбегались от деталей - их произвольности и потому непредсказуемости, особенно там, где глаз поневоле приучен к графике (а значит, процессу) - там, где ветви, чей ритмический рисунок не назовешь гармоничным.

         Впрочем, это именно природа, предлагающая расслабиться и исчезнуть.     

12 декабря 2014, в 08:05
Просмотров 85
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.