Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Рецензии

О стихах Евгения Чемякина

Стихи Евгения Чемякина начинаются не с пустого места, как иные чудеса, но на вершине культуры - там, куда приводят мечты, а, вернее, сны, столетий: "Память предметов прочнее, чем сами предметы". Отчего же? Хотя бы оттого, что точнее: произведение искусства есть мгновенный перевод предметов в состоянии памяти - не об этом ли молниеносном "состаривании" идет речь в рассказе По "В смерти - жизнь"? Впрочем, стихи Чемякина, кажется, начисто лишены декаденства - оно оказывается в этих стихов неуместным, совсем как "случайно открывший двери". Но на самом-то деле мы тогда кто, как не "стажеры-механики", возящиеся с малознакомым ремеслом? Может, и мы неправы, проникая в тексты этих стихов, может, наши глаза уничтожают их, так что мы не способны их ни прочесть, ни даже с достоинством нести вину за их разрушение? Но Чемякин здесь показывает нам чрезвычайно важную и обнадеживающую вещь - искусство у него ощутимо проявляется в состоянии распада - от соприкосновения культурной мумии с кислородом живого читательского восприятия. Мы можем видеть, как долго поношенная фраза "Love is... all you need" (многоточие призывает нас развернуть жвачку, не смущаясь, как бывал в детском саду, тем, что она пережевана уже до полной безвкусности) желала умереть в столь великолепном контексте, сгнить в столь плодотворной земле. И - не без читательского участия это происходит!

         Открывая стихи Чемякина, мы оказываемся приглашены на прекрасный банкет в свою честь. Да, читать их легко, они не дают того ощущения "неясной боли", о которой писал Жданов, и которую приносят нам поэты уровня Мандельштама или Пауля Целана (да и сам Жданов к ним приближен), но здесь задача другая - не причинить боли, а доставить наслаждение узнаванием, уютом. В действительности, "это было с другими", но и "с нами" это было тоже - никто не шит лыком, и это важно учитывать, и стихи Чемякина это учитывают. Заключается в этом и ирония - тогда, когда мы вдруг собираемся в дальнее путешествие, как в случае с капсулой времени - может, нас там, как героев этого стихотворения, ждет лишь размякшее клише, и открытки не врут. С другой стороны, не "оттого ли, что путь этот им знаком?". Но в процитированном стихотворении мы вдруг узнаем, что знакомое может быть не только уютным, но и страшным, и что даже в этом страхе мы не можем изменить курса и избежать столкновения - по сути, с самими собой, роком как крайним проявлением личности - и ничем более, но и ничем и никогда менее.

23 ноября 2014, в 10:20
Просмотров 78
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.