Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Рецензии

Не человек-оркестр, но человек-хор!

Продолжаем знакомство с миром замечательного екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович. На этот раз разговор пойдёт о пьесе "Хор Харона".

У этой пьесы и у пьесы "Сомнамбулизм", о которой я писал ранее, есть кое-что схожее. И там, и там в качестве главного героя выступает человек, который выбивается не то, что из привычного ритма жизни, а вообще из жизни. В данном случае это девушка, 25-летняя Настенька. Она просто певица в провинциальном хоре. Когда-то в детстве на неё возлагали надежды, отмечали её большой талант и артистизм, но не сложилось. На профессиональные неудачи, безусловно, повлияли неудачи в личной жизни. Первый мужчина Насти цинично её бросил (он вообще постоянно путал её имя, называл Дашенькой), когда ей было всего 16. Так сказать, посеял в юной душе своим цинизмом и равнодушием семена злости. А они проросли. Часто прорастают. Потом другой мужчина, Костя, тоже бросил её и тоже уехал. В столицу.

Теперь Костя ненадолго вернулся в родной город. Но он приехал по делам, а совсем не к Настеньке. Настенька это понимает, и в какой-то момент её как будто выбивает, выбрасывает из жизни, из привычного мира людей, нормальных человеческих отношений.

Можно даже уловить конкретный момент, когда это произошло: в конце пятой части первого действия, когда Настенька говорит, что у неё что-то с вестибуляркой, и падает, теряя сознание.

После этого инцидента Настенька начинает постоянно твердить о том, что она никто, что она лишняя. А один раз даже утверждает, что она теперь хор. Хор Харона. ХорХарона.

"Я – хор. Я – одна из! Про меня только во множественном числе!"

Хор - это стихия. И при упоминании Харона становится понятно, что это за стихия. Харон - это один из самых величайших и интереснейших образов на тему смерти. Харон - бессмертный перевозчик душ через реку Стикс. Он всегда везёт в одном направлении и ни за что и никогда не перевозит обратно. А ещё слово "Харон" напоминает о слове "хоронить".

Итак, Настенька будто бы стала орудием зловещей стихии, и это орудие обрушилось на судьбы окружающих. Все её дальнейшие действия ведут к раздору и разладу. Она врёт, пытается манипулировать, провоцирует, истерит. Её монологи хлёстки и мизантропичны:

"Вы – прекраснодушная, красивая, умная, изумительная компания! Ты, Аннушка, он, Ленка! Дружите семьями, выкладываете фотографии в «Фэйсбук». Вас даже обвинить ни в чем нельзя – искренне интересуетесь друг другом, никого не предаете, не подставляете, занимаетесь любимым делом. Прекрасные, талантливые, пресные люди! Сплетни выше вас! Только красное сухое! Только разговоры о вечном! Почему-то принято уважать людей, которые живут в гармонии и любви с собой. Да, любовь созидает, любовь творит. А внутренней гармонией очень удобно прикрываться и закрываться от людей, чтобы всякие упыри не лезли тебе в душу, и не сильно трахали мозг. Ненависть же, наоборот, презирают. Никто не любит злых людей. Ненависть прилюдно – это стыдно. Ненависть разрушает. Это факт. Но большинство людей ненавидят друг друга. Вот я ненавижу людей".

И сама Настенька в раздоре и разладе. Она говорит, что она никто, но ей в то же время сильно хочется вырваться из этого состояния никчёмности. Вот, допустим, отрывок разговора Насти в лаборатории (после того как она устроила там дебош и разрушения) с мужем сестры Анны Геной:

 

ГЕНА. Ничего. Я выращу новые штаммы.

НАСТЕНЬКА. Штаммы?

ГЕНА. Да.

НАСТЕНЬКА. Я хочу быть чьим-нибудь штаммом. (Прижимается к Гене, он гладит ее по голове.)

 

Однако вырваться невозможно, слишком сильна та стихия, что владеет ей. Настенька в пьесе много пьёт, и, кстати, пьёт абсолютно разные напитки, не гнушаясь ничем: тут, и виски, пиво, и водка, и попытка выпить спирт. В этой пьесе нет какого-то главенствующего алкогольного напитка, и это тоже символизирует.

Ещё заметил, что эта пьеса буквально пропитана какой-то достоевщиной. Для тех, кто не до конца понимает, что это, приведу определение по толковому словарю Тимофеевой:

Достоевщина - противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обреченность как совокупность черт героев романов Ф. М. Достоевского.

Но для меня достоевщина - это ещё и какие-то жуткие, полные эмоций, сцены, вроде сцены в романе "Идиот", где Настасья Филипповна кидает деньги в камин. И здесь тоже есть такая острые сцены. Например, сцена празднования десятилетия свадьбы Анны и Гены. Настя поёт про хор Харона, осколком в руках просит убить её, рассказывает, что спала с Геной, и прочее... После такого праздничного ужина у сестры Аннушки наступает чёрная полоса в жизни. Гена уходит от неё, она начинает сильно болеть. А однажды, разговаривая при этом с Настенькой, вдруг бросается с балкона вниз. В каком-то смысле Настенька стала проводником в смерть для своей сестры .

Аннушка погибла, а Настя продолжает жить. И из последней ремарки второго действия становится очевидно, что она ещё много чего натворит... Настенька снова в игре, говорит нам автор.

Добротная пьеса, но тяжёлая, мрачная. И потому далеко не каждому придётся по душе. Но порядочное количество ценителей, я уверен, найдётся. И среди них обязательно буду я.

27 ноября 2014, в 05:08
Просмотров 187
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.