Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Рецензии

"Картины руками не трогать!" © музейные хранители

   Рельеф, как вид изобразительного искусства и конкретно скульптуры, один из наиболее сложных, как для зрительского восприятия, так и для художника.  Он объединяет в себе объемность скульптуры и иллюзорность живописи, этот синтез и определяет трудность техники. Художнику необходимо понимать и видеть форму в пространстве, но при этом укладывать на плоскость, сохраняя целостность композиции и правдивость изображения. Поэтому часто исследователи именно по уровню владения техникой рельефа определяли степень художественного мастерства творцов той или иной эпохи, в особенности, говоря о древности.
   Разговор о скульптуре и рельефе в рецензии на живопись не случаен, ведь речь пойдет о  технике объемной живописи, граничащей с рельефом. Именно в ней работает художница Оксана Тарасова, создавая по средствам ее яркие, сочные картины.
Это неновая техника, в той или иной форме она известна давно. И она хорошо воспринимается человеческим глазом и сознанием, потому что является логическим продолжением попыток добиться реалистичности изображения и большей силы его воздействия. Картина, образ в буквальном смысле наступает на зрителя, приближается к нему. У нас, смотрящих на работы в музеях, часто возникает желание потрогать работы - эта попытка восприятия, понимания через сенсорные ощущения, но наши попытки наталкиваются на закономерный запрет. При встрече с изображениями, подобными работам Оксаны Тарасовой, это желание многократно возрастает, поверхность кроме объема обретает рельеф, текстуру, как бы сама наталкивая нас на изучения себя через осязание. Даже через фото в интернете это желание сохраняется.
   В основном, художница лепит не чисто самой краской, наиболее объемные места формирует из грунта или гипса (этот момент еще больше роднит работы с техникой рельефа), затем уже  наносит красочный слой, при этом тоже не плоско. Конечно, все варьируется от целей и задач, поставленных в каждом конкретном произведении, но общая схема такая, наиболее ярко технический принцип виден в двухчастной работе «Нежные люди». Но при этом, в ней же (особенно в первой части) мы видим еще неотшлифованность приемов и все трудности этой техники. То, о чем мы говорили в начале - рельеф требует высокого профессионализма, требуется знание анатомии, геометрии, пространственное мышление, благодаря им художник способен совместить эти два мира двух- и трехмерный. Позитивным является то, что некоторые технические недочеты не умаляют целостности художественного образа и его воздействия. Основной посыл, заявленный программой, передан, нами ощущается трепет нежных человеческих отношений, в тоже время их многообразие, бесконечный спектр чувств, выраженный цветовыми подтеками, красивыми смешениями краски.
   Работа «Лицемерие» выполнена чисто как плоский барельеф, без живописной составляющей. Лица выступают из плоскости, непроницаемые, на каждом какое-то выражение, но оно от нас ускользает, мы не можем толком ничего сказать о каждом. Образно словлена суть лицемерия, как вечного убегания от собственного «Я» под личинами разных эмоций, настроений, слов. И кого мы обманываем в итоге, лицемеря перед другими?
   Но это скорее исключение, цвет – важнейший элемент в работах, не уступающий в своей значимости объему. Наравне с ним, он является образующей основой и в тоже время главным выразительным средством. Художница очень вольно, живо, импровизационно наносит краски. Используя пятно, линию, каплю, она создает почти абстракцию, но формы, заданные объемно-пластическими элементами и рисунком, ограничивают ее, не позволяя выразиться в полной мере. (Кстати, было бы весьма интересно увидеть опыт создания чистой абстракции в такой технике.)
   Это чувственное искусство, на него хочется смотреть, его хочется ощущать. И так же хочется увидеть новые работы и эксперименты. Освоение  тем и жанров откроет новые, неисследованные горизонты для художницы и грани ее таланта.

 

12 ноября 2014, в 19:42
Просмотров 141
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.