Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Рецензии

«Дон Жуан» в Осло – кинушка про войнушку

Норвежская опера и балет - Den Norske Opera & Ballett

   Вряд ли у кого-то из нас было абсолютно безоблачное детство, вряд ли найдется кто-то без припрятанного в шкафу скелета. У всех остались какие-то детские розовые (или другие) нереализованные мечты. Все с этим живут, справляются так или иначе, но вот мне довелось увидеть, что можно сделать с Доном Жуаном, если в детстве не наиграться в войну и в полицейских.

   Итак, Дон Жуан в Осло. Фото на сайте театра и фото на сайте режиссера устрашали. (Можно я не буду озвучивать его имени? Не потому, что не знаю, просто мне не хочется…) Рецензии были скупыми, и самым главным комплиментом стало: «Спектакль увлекательный, и вам не придет в голову проверить во время действия ваш IPhon”. Кому как, а мне это показалось довольно сомнительным комплиментом, но возможностью увидеть и оценить самой  я не стала пренебрегать, хотя мне и пришлось сделать определенное усилие.

   Скажу сразу: это не стало шоком, это не вызвало отторжения, особого негатива я тоже не ощутила. Первое, что я сказала себе, выйдя из театра: студенческий капустник. Причем, капустник, разыгранный со всей увлеченностью и всерьез. Чуть позже мне пришло в голову, что я стала свидетелем «масштабной игры в солдатики». 

   Вначале сцена: в целом скупая и скучная, абсолютно невыразительная, разделенная вертикальными нишами и снабженная в верхней части галереей, на которую периодически перемещалась часть действия. Но в правой части сцены находилась некая вертикальная конструкция, словами неопределимая, отягощенная различными крестами и ступеньками. Я не могу описать словами ее абсурдность и несуразность.  Дополняла ее куча черепов на переднем плане. Это опять-таки напомнило мне башню из кубиков, которую строит ребенок. 

Фото: http://glambibliotekaren.blogspot.ru/

   Если я начну перечислять нюансы характеров персонажей данной постановки и сюжетные ходы, боюсь, мне придется непросто: Мазетто (Aleksander Nohr) – полицейский (с толпой товарищей, поедающих фаст фуд), Лепорелло (Marcell Bakonyi) весь в татуировках, непрерывно курит, Донна Эльвира (Nina Gravrok)– провинциалка в вызывающе безвкусном наряде. Командор (JENS-ERIK AASBØ)  появляется в исподнем, нападает на Дона Жуана (Ildebrando D’Arcangelo)  с подсвечником, Церлина (Caroline Christensen) «обижается» на Дона Жуана, потому что тот мимоходом оказывает внимание своим «придворным дамам», а потом она сообщает избитому Мазетто о своей беременности, Дон Оттавио (Marius Roth Christensen) поет Dalla sua pace и собирает автомат, угнездившись около креста на верху пирамиды… Там еще много всего, в том же духе, много стрельбы, много суеты, но мне не хочется ни вспоминать, ни останавливаться на этом.

Фото: Joerg Wiesner http://operaen.no/Global/Pressebilder/03_Don_Giovanni/hires/Don-Giovanni_2014_Foto-Joerg-Wiesner__DSC4379.jpg

   Понимаю, что звучит это все устрашающе. Скажу сразу: вовсе нет! Не зря я вспомнила детские игры. Это нельзя воспринимать иначе. Певцы старались вовсю, зрители были увлечены не меньше и аплодировали везде, где только можно (где нельзя тоже аплодировали – я даже выругалась  по-русски, когда аплодисменты заглушили начало Riposate vezzose ragazze – такого мне еще слышать не доводилось, честное слово!)

   Самое ужасное (и самое криминальное!) – это музыкальные купюры. Я воспринимаю это почти болезненно. Словно идешь себе по ровной дороге, любуясь окрестностями, и вдруг начинаешь балансировать на краю какой-нибудь колдобины. Пока сообразишь – в чем дело, надо догонять поющих… Чем, скажите, на милость, режиссеру помешала фраза: Tal parola non vale un zero, - в дуэте Дона Жуана и Церлины? Почему режиссер пожертвовал чудесным Meta di voi qua vadano? – просто Дон сразу, без лишних слов, взял, да и побил Мазетто так, что тому понадобилось инвалидное кресло. А вот Дон Оттавио автомат приготовил, да и остался без Il mio tesoro intanto… (Впрочем, мне подсказали, что режиссеры оставляют Дона Оттавио без второй арии, так что это не может претендовать на оригинальность).

Фото: Joerg Wiesner http://operaen.no/Global/Pressebilder/03_Don_Giovanni/hires/01_Don-Giovanni_2014_Foto-Joerg-Wiesner__DSC3978.jpg

   Короче, переходя на школьный жаргон: тяжко, друзья мои, жить без пистолета…  Пострадав положенное время, я все же задалась вопросом: что же я смогла узнать нового, приобщившись к подобной жемчужине режиссерской оперы. НЕ поверите: Дон Жуан остался при мне! Во-первых, я сумела проверить на практике свой собственный лозунг: «Дон Жуан – опера одного героя». Есть Дон – есть все, нет Дона, все теряет смысл. Так вот Дона Жуан в Осло был! Мне показалось, что во всем зале было двое взрослых, наблюдающих за детскими шалостями: это я сама и Ильдебрандо Д’Арканджело (Ildebrando D’Arcangelo). В последнее время я прочла и услышала столько интервью, в которых он говорит, что считает себя всего лишь проводником, предназначенным донести до зрителя идею режиссера, но вот увидеть это мне довелось впервые. Да, это был Дон Жуан. Но другой Дон Жуан, нисколько не похожий на прежних. И это правильно: персонаж этот многолик, он не может быть неизменным. Интересно, что здесь и не было и четверти той чувственности, которая сбивала дыхание в Зальцбурге, она была бы здесь совершенно неуместна. Дон Жуан принял навязанные правила игры и следовал им очень увлеченно: оказывал внимание дамам (и монахиням в том числе), позволял Мазетто надеть на себя наручники, пугал Лепорелло в сцене на кладбище черепом (а  вы думали – это статуя головой кивала? Вот еще!) Конечно, должен был бы быть еще и третий взрослый – дирижер. Но он в финальной сцене зачем-то устроил состязание в громкости с Доном Жуаном, словно любой ценой вознамерился оставить слово за собой. Но не на такого напал: Дон Жуан играючи справился с ним, но вот людского коварства не ожидал и пал не от карающей десницы небес, а расстрелянный автоматной очередью Дона Оттавио. Это и меня добило окончательно, и я уже совершенно равнодушно наблюдала, как Донна Эльвира хлопочет около его бездыханного тела, которое наконец-то оказалось в полной ее власти. Но это  тоже логично: какой ребенок поверит, что абстрактные небеса могут кого-то наказать? Злодея надо расстрелять, чтобы всем прочим было неповадно! 

   Я не призываю расстреливать подобных режиссеров, тем более, что потомки викингов были абсолютно довольны, а я кто такая? У меня свой Дон Жуан, которому не страшен никто. Он в моем сердце, в моей душе, да и, к счастью, на видео! Но как же я люблю Свена Эрика Бехтольфа (Sven Eric Bechtolf) и Пьера Луиджи Пицци (Pier Luigi Pizzi)! И желаю Ильдебрандо Д’Арканджело почаще иметь дело со взрослыми умными режиссерами, а не с теми, кто путает оловянных солдатиков и живых людей. 

16 ноября 2014, в 09:44
Просмотров 87
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.