Вход
Вход
ВСЕ
Редакция
Интервью GL
Опыты
Категории
Поиск
Редакция: Рецензии

Безлюдье крупным планом: фотографии Сергея Берсенёва.

 Фотографии, в которых на самом деле так много человеческого...

Листая ленту сайта, обратил внимание на работы Сергея Обыкновенного из Челябинска («Обыкновенный» — это, конечно, псевдоним, настоящая фамилия автора - Берсенёв). Они понравились, зацепили чем-то. Вообще, по утверждению искусствоведа Ролана Барта, - смотрите последнюю его работу «Camera Lucida» - человек в течение нескольких секунд определяет, нравится ему фотография или нет. Возникает это чувство почти мгновенно и рассудочно никак не объясняется. Выводы могут быть сделаны лишь позже и с усилием. В первоначальном чувстве симпатии или антипатии есть некая тайна и чудо.

 

 

 

Истории, рассказанные неодушевлёнными предметами

В первую очередь меня заинтересовали фотографии Сергея, на которых изображены неодушевлённые предметы крупным планом. Позднее открылось, что практически ни на одной фотографий, из выложенных им на публичное обозрение, нет реальных людей.

Но, несмотря на это, на фотографии Сергея откликается сердце, они вызывают реакцию. Одна из самых ярких работ имеет название «Кто хочет жить - тот должен бороться». Передать идею заголовка через образы гаечных ключей — хорошая идея. Гаечные ключи прочные, металлические. И, собственно, чувство прочности, при условии, что это метафора жизни, очень нравится, кажется логичным и комфортным. Возникает симпатия как к герою Шварценеггера в «Терминаторе 2».

Могу добавить, что в этой фотографии я болею, если можно так выразиться, за меньший ключ. Ведь это именно он тут в максимальной степени борется за существование. Сопротивляется гнёту обстоятельств, сопротивляется более сильному. Сергей сказал, что эта идея пришла к нему случайно — он искал вещи для другого натюрморта, и газовый ключ...

В личной беседе Сергей сказал, что ему нравится фотографировать неодушевлённые предметы, потому что он интроверт. Кстати, по основной работе Сергей — ремонтник вагонов. Тоже вполне подходящее для интровертов занятие.

 

 

И ещё одну полноценную историю, рассказанную неодушевлёнными предметами, мы можем увидеть в работе «Любви все лампочки покорны». Всё просто: одна лампочка дарит другой цветы. И сравнение человека с лампочкой, которое здесь предполагается, - это глубоко. Эмоции передаются благодаря правильной постановке и оформлению неодушевлённых предметов. Конечно, и люди, и лампочки - все покорны любви, с этим трудно не согласиться.

 

Старинные часы ещё идут...

У Сергея есть серия фотографий, на которых в разных формах изображены карманные механические часы и внутренности таких часов («Русское время», «Gre Roskopf Patent» «Techno», «Воспоминания». Эти часы сами по себе обладают неким обаянием. Они представляются этакими предметами из прошлого — выглядят как элементы давно ушедшего времени, некого условного и абстрактного XIX века. Причём показаны разные модели часов, и у каждой модели свой характер. Не стоит забывать и о том, что часы — это всегда символ времени. Времени, утекающего сквозь пальцы, которого всегда не хватает, которое нельзя остановить. А ещё часы одиноки, тикают себе и тикают, объяснил Сергей.

 

Особого эффекта удаётся достичь в работе «Старые воспоминания». Здесь часы «соединены» со старой жёлтой газетой. Газета — ещё один уходящий предмет. И эти предметы в данном случае, безусловно, должны породить у смотрящего ностальгию.

Я сам тоже люблю присматриваться к мелким вещам и деталям, которые окружают сейчас или окружали людей раньше. Может, поэтому мне нравится рассматривать фото Сергея Берсенёва.

Есть вещи, которые уходят вместе с эпохой. Подобно часам газетам, плёночным фотоаппаратам. А есть вещи, которые уходят в связи со взрослением человека. Например, так девочки забывают про своих кукол, с которыми играли в детстве. Разница между первым и вторым случаем имеется, но есть и общее — это щемящее чувство некой утраты.

Да, в уходящих (или уже ушедших) вещах заложено много трогательности. A фотографу остаётся лишь подать эти вещи правильным образом, так, чтобы было не слишком приторно.

 

 

Фотографируя фотографии

В нескольких работах, выложенных на Гении Места, можно увидеть старые фотографии, Сергей Берсенёв фотографирует старые фотопортреты. Их появление оказывается уместным в работах «Рождённые в СССР» и «В далёком 1957-ом». Да, наконец-то появляются люди, но появляются опосредованно.

Старые чёрно-белые фотографии тоже всегда дарят смотрящему особое настроение. Изображённые на них как бы застывают в вечности. Они могут вырасти, сильно измениться... Однако на фотокарточках они всегда останутся такими, какими запечатлел их фотограф. И этот факт сам по себе вызывает противоречивые чувства.

 

В работе «В далёком 1957-ом» рядом с потрёпанными фотографиями находится ещё одна уходящая вещь — старый плёночный фотоаппарат. И вот уже перед нами складывается практически целая эпоха, которую не вернуть.

 

Ещё несколько фото Сергея Берсенёва — это виды городов (людей снова нет): Екатеринбурга, Златоуста, родного для автора Челябинска....

Одна работа, «Заводы Урала», довольно симптоматична. Почему-то заводы не любят фотографируют в цвете. Обязательно надо в ч/б, обязательно «под старину”, и это уже избитый ход. Жёлтый туман старины навевает ассоциации о постапокалиптическом мире. Такие работы имеют свою ценность, но меня больше привлекает то, что делает Сергей в макрорежиме.

 

Фото называется "Призраки фотографов". Сергей Обыкновенный на переднем плане

Обыкновенность и творчество

Сергей занимается фотографией всего четыре года и не считает, что его работы сделаны на высоком уровне. Но ведь уровень и мастерство — не самое главное в творчестве. Творчество — это не та сфера, где можно выставить всех по ранжиру, гораздо важней эмоции. И камера, считает автор, это тоже не главное в фотоискусстве:

- Чтобы научится более менее снимать иметь крутой объектив и камеру не обязательно. Главное здесь - руки из нужного места и голова.

- А почему Обыкновенный? Почему у тебя такой псевдоним? - Спросил я у автора в ходе нашего разговора.

- Потому что отзывчивый, простой как три рубля!

Но, несмотря на эту декларируемую простоту, в творчестве Сергея есть нечто неожиданное и необыкновенное. Надеюсь, он будет творить и радовать новыми находками и дальше.

6 июля 2015, в 06:40
Просмотров 239
Комментарии
Чтобы комментировать, нужно войти.
Алексей Потапов да, обыкновенно, но необычно
7 июля 2015, в 08:07
Ещё...
Елизавета Третьякова Душевный материал) Спасибо автору и Сергею! ;-)
6 июля 2015, в 16:40
Ещё...